Метропёс - суперпёс
Ежедневно подземка перевозит не только 9 миллионов людей, но и около полусотни собак. Еще около 500 хвостатых «москвичей» в метро живут постоянно.
Зоопсихологи рассказали «КП», что у этих метропсов уже появились особые привычки, совсем иные, чем у их собратьев на земле.
![]() | Сперва захватили автобус, потом метро Изучением необычных пассажиров вот уже второе десятилетие занимается зоопсихолог Андрей НЕУРОНОВ. Он считает, что псы за это время заметно поумнели. Передвигаться на транспорте барбосы начали в конце восьмидесятых — на автобусах и троллейбусах, едва оттуда исчезли контролеры. Любимые маршруты четвероногих тех времен — от Таганки до мясокомбината на Волгоградке и по Кутузовскому до Киевского рынка. Еще стая хвостатых безбилетников зачем-то моталась на Рублевку и обратно. Потом псы «захватили» «колбасные» электрички: из Подмосковья собаки утром отправлялись на промысел по рынкам и свалкам мясных заводов, а обратно «столовались» за счет добрых пассажиров, груженных авоськами с дефицитными тогда сосисками и колбасой. Псам в этих поездках отдавливали лапы, прижимали дверями хвосты, но они поняли: при определенной сноровке передвигаться на транспорте можно. И тогда в одну из зим псы спустились в метро. |
Это — собачья элита
Выжить в метро собаке — та еще наука! Неуронов уверен, что за несколько лет сформировалась особая каста бездомных собак.
— В метро псы социализировались, — рассказывает зоопсихолог, — научились жить с людьми, не доставляя особых хлопот. Они понимают, что человек под землей — источник пропитания и гарантия спокойствия. А еще научились разбираться в людях: милиционера на всякий случай обойдут стороной, доброму человеку с сумкой, из которой пахнет чем-то вкусным, состроят рожицу. А особо смелые могут и голову на колени положить.
С женщинами у турникетов у псов особые отношения. Среди дам есть настоящие злыдни. Таким барбосы на глаза не попадаются, спускаются дальним эскалатором, затерявшись среди пассажиров. К добрым контролерам, наоборот, подходят по-свойски, радостно виляя хвостами-баранками: мол, как служба, хозяйка? Ну и слякоть на улице!
Метропсы изучили график горожан: в час пик забираются в щели или дрыхнут в переходах, свернувшись калачиками у стен, предпочитая места под таксофонами, там точно не затопчут.
По делам псы отправляются либо утром, едва открывается метро, либо днем. Особо сообразительные попрошайничают. И ведут себя так же, как человеческие «коллеги»: заходят в вагон, ложатся на пол, а смелые — и на сиденье! Когда становится тише, начинают либо поскуливать, либо медленно идти по вагону — «люди добрые, сами мы неместные, помогите кто чем может! Гав!»
Вечером собаки развлекаются: встают в конце платформы и, когда подъезжает поезд, несутся к голове состава, облаивая вагоны. Или на скорость проныривают в захлопывающиеся двери: смысл забавы, видимо, в том, чтобы не прищемить хвост.
— Метропсы намного смышленее наземных собратьев, — убежден зоопсихолог, — не только бездомных, но и домашних. Их «исход под землю» шел путем быстрого естественного отбора — прижились самые юркие и сообразительные. Если взять такого бедолагу домой, то более преданного пса не найдете. Приносить тапочки по утрам — самый простой фокус, которому их можно научить.
Где живут, там не гадят!
Стих «Хорошо быть кисою, хорошо собакою, где хочу — пописаю, где хочу — покакаю» не про метропсов. Они считают метро своей норой: и естественные нужды — в отличие от бомжей — справляют на улице. Нет в метро и беременных сук или собачьих свадеб. Продолжать род шарики тоже уходят «к солнцу».
Неуронову известен только один случай, когда собака рожала под землей: дело было в жуткие морозы, и в переходе у “Теплого Стана” ларечницы соорудили закуток. Пройдет не меньше года, прежде чем ее щенки спустятся под землю: неопытных псов в метро почти нет. Но с каждым поколением хвостатые жители подземки молодеют — гены сказываются!
![]() | Жизнь собачья Не все метропсы живут в метро безвылазно — таких несколько десятков. Все путешественники — ездят с многочисленными пересадками по загадочным делам и занимаются мелким продуктовым рэкетом. «Путешественники» — поджарые живчики. Настоящие «метросексуалы». — У них обязательно легкий нрав, они симпатяги, не всегда внешне, но по характеру точно, — шутит зоопсихолог, — «рубаха-парни», которые одним взмахом хвоста обаяют любого. И внешне они всегда симпатичнее своих сородичей, которые сутки напролет спят у стеклянных дверей. В фойе такие сони — свои в доску, но в метро спуститься не решаются. «Путешественники» не просто катаются — они едут строго по делу и по нужному адресу. До сих пор непонятно, как псы выходят на нужной им станции — по звуку или «отсчитывая» в уме нужное количество остановок. Замечено, едва собаки услышат, как объявили нужную им станцию, так сразу готовятся к выходу. — Скорее всего, они реагируют на звук. Точнее — на определенное сочетание слов, как домашние псы на кличку или знакомые команды, — предполагает Неуронов. — А вот как разрабатывают свои маршруты, для меня до сих пор загадка. Ни разу не видел, чтобы «на дело» такие собаки ездили по двое. |
Одиночество — главная особенность метропсов
Метро каждый из них осваивает в одиночку.
Даже когда они сбиваются в стайки — это стайки эгоистов, где каждый за себя. Настоящие жители мегаполиса!
Вторая группа путешествующих собак занимается мелким попрошайничеством в вагонах. И «попрошайки», и «путешественники» запросто найдут себе ночлег под землей — их часто видят в депо или вылавливают по ночам в пустых вагонах.
Больше всего хвостатых жителей подземелья на станциях без эскалаторов: на “Коломенской”, “Пролетарской”, “Кунцевской”, “Каширской”. Немало метропсов и у рынков — больше всего у “Теплого Стана”.
А вот боязливым соням из фойе каждый раз приходится искать ночлег на улице. Устраиваются кто как может. Часть приноровилась провожать продавщиц из ларьков и ночевать у них в подъездах. Но большинство спит перед закрытыми дверями метро: все теплее, чем на улице!
— Мы их на ночь стараемся покормить, — рассказывает Елена, торгующая цветами у “Коломенской”. — Это они днем на сосиски не смотрят: не двигаются почти, вот и аппетита нет. А на ночь все гостинцы от пассажиров подъедают. Холодно!
Ларечницы с метропсами дружат: к цветочницам псы ходят на водопой, а к пирожковым палаткам — подкрепиться.
— Вечером выстраиваются в очередь, — рассказывает продавщица пирожков с “Белорусской”.
Кстати, в отличие от бомжей, которые любому куску рады, метропсы, как и многие дворняжки, обычные пирожки не очень жалуют. Больше любят сосиски в тесте, да и то сосиску съедают, а хлебным мякишем брезгуют.
Стоит ли их бояться?
По мнению зоопсихолога Андрея Неуронова, метропсы безопасны для человека, если соседствовать с ними по принципу «Я тебя не трогаю, ты меня тоже».
— Они привыкли, что в метро гарантированно есть крыша над головой и сосиска. Собаки понимают, что обеспечивает эту сытую жизнь человек. А на земле придется искать пропитание и делить территорию с голодными стаями. И такие стаи, обитающие у гаражей или на пустырях, опасны для человека! А метропсы научились даже на пьяных не обращать внимания. И популяция метропсов вполне стабильна: 5 — 10 собак на станцию.
Оптимальный вариант такого социального «сожительства» — вести учет псов, периодически проверяя на инфекции.
Максимум, что они могут сделать, — лениво огрызнуться, если наступите на хвост, либо от большой симпатии измазать вас слюнями в знак благодарности за лакомство.
Но разумная осторожность все же необходима. Кошек в метро наш консультант рекомендует возить в переноске. Осторожность нужна и при перемещении в подземке с домашними собаками: метропсы могут принять их за конкурентов, посягающих на территорию. Держите свою собаку на коротком поводке и в наморднике.
Ребенка лучше взять на руки: метропсы обычно крупные, и из-за невысокого роста дошколенок может испугаться, столкнувшись с ними нос к носу.
Также лучше обходить метропсов стороной, если вы возвращаетесь в одиночку на безлюдном метро поздно ночью и везете в сумке что-то очень вкусное. Зачем лишний раз дразнить аппетитными запахами нос того, кто и так с рождения ежедневно получает по нему больные щелчки судьбы?